Оазис и исторические личности

Ещё до появления первых цивилизаций человек пытался сделать своё существование более комфортным, и духовные потребности оказались не менее важны, чем материальные.

В эпоху первобытности местами силы были капища и священные рощи. В Древнем Востоке стали разбивать удивительной красоты сады и парки, один из которых вошёл в список «семи чудес света».  На древнеегипетских рельефах и фресках можно увидеть даже историю создания садов, в частности посадку аллеи миртовых деревьев, привезенных из страны Пункт экспедицией, организованной царицей- фараоном Хатшепсут.

А в Древней Персии это искусство довели до совершенства.

Одним словом, человек, ищущий единения с природой, либо находит это  место на земле либо создаёт его согласно своим потребностям. И нет преград для созидания, когда есть единомышленники !

Жан Франсуа Шампольон , французский востоковед 19 века, основатель египтологии, с раннего возраста проявлял необыкновенные способности к языкам. К 9-ти годам он самостоятельно освоил латынь и греческий, в 11 лет читал  Библию на древнееврейском , а в 15, зная ещё и арабский , сирийский , арамейский и коптский, стал изучать персидский, санскрит и китайский, при чём последний — «для развлечения», — так он писал в письме к брату. В 17 лет он был избран членом Академии в Гренобле. А к 19, закончив одновременно Колледж и Высшую Школу восточных языков, стал профессором истории в Университете Гренобля.

Шампольон открыл двери в непостижимую древнеегипетскую цивилизацию. Ведь до него иероглифы были «безмолвными символами», а вся египетская культура загадочна и туманна, поскольку иероглифическое письмо давно ушло в историю и много веков ученые безуспешно пытались раскрыть тайну замысловатых знаков.

Знание коптского языка помогло Шампольону в расшифровке Розеттского камня и открытию современному миру дрвнеегипетского языка.

Ключ к разгадке –«Розеттский камень» был обнаружен в 1799 году французскими войсками в Египте неподалеку от Александрии и представлял собой стелу с выбитыми на ней идентичными по смыслу текстами на трех языках: Египетскими иероглифами, иероглифами демотическими и на древнегреческом. Дело в том, что демотический египетский – это упрощенная форма письма для скорописи и его последователем явился коптский, которым владел наш герой. Но имея даже такие подсказки, Шампольону потребовалось более 10 лет на расшифровку. Только прочтите отрывок из  письма, полного почтения и любезности, направленного секретарю Королевской Академии надписей и изящной словесности:

«Милостивый государь!
Благодаря Вашему любезному расположению, королевская
Академия надписей и изящной словесности соблаговолила
проявить снисходительное внимание к моим работам о
египетских системах письма, разрешив мне представить на ее
рассмотрение мои два мемуара об иератическом или жреческом, письме
и о демотическом, или народном, письме (…) И я полагаю, что,
после десяти лет непрерывных изысканий, мне удалось,
наконец, почти полностью собрать данные относительно общей
теории этих двух видов письма, о происхождении, природе,
форме и числе их знаков, о правилах их сочетаний
посредством тех из них, которые выполняют функции чисто логические или грамматические, и заложить, таким образом,
первоначальные основы того, что можно было бы назвать грамматикой и словарем этих двух систем письма, применявшихся на
большом количестве памятников, истолкование которых
пролило бы такой яркий свет на общую историю Египта(…)»

И тут вы спросите: — а при чём здесь оазис? И я вам отвечу:

Дело в том, что именно с коптского языка Шампольон выводит современное название «Оазис». А именно: на коптском  uahe — означает «место обитания», в греческий перешло как — όαση , а по латыни — привычный нам oasis.

Такова этимология слова , в которое мы вкладываем разнообразные смыслы. А о смыслах поговорим в следующий раз.

Автор статьи- Наталья Грекова