Об экологическом образовании и экосистемах

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЭКОСИСТЕМАХ

1. ЭКОСИСТЕМЫ

Как и многие интеллектуальные продукты, понятие «Экосистема» очень быстро стало предметом огромного количества спекуляций. В первую очередь все понятия, выражающиеся словами с корнем «эко» — очень эффективное средство управления сознанием и поведением человеческих масс.

Понятие «Экосистема» создал и ввёл в употребление в 1935 году английский геоботаник Артур Тенсли, про которого пишут, что он прямо отрицал существование какой-либо надорганизменной структуры.

До сих пор нет единого, общего для всех определения экосистемы, хотя большинство из нас интуитивно понимает, что что речь идёт о некоем множестве живых существ, которое функционирует и развивается как единство.

Вот – пример из Википедии (выделение моё):

В соответствии с определениями, между понятиями «экосистема» и «биогеоценоз» нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина экосистема. Однако существует распространённое мнение, согласно которому биогеоценоз может служить аналогом экосистемы на самом начальном уровне, так как термин «биогеоценоз» делает бо́льший акцент на связь биоценоза с конкретным участком суши или водной среды, в то время как экосистема предполагает любой абстрактный участок. Поэтому биогеоценозы обычно считаются частным случаем экосистемы. Разными авторами в определении термина биогеоценоз перечисляются конкретные биотические и абиотические компоненты биогеоценоза, в то время как определение экосистемы носит более общий характер.

Вся эта неопределённость (а следовательно – и неэффективность) понятий обусловлена господствующей в мировой науке парадигмой континуализма, отрицающей существование надорганизменных биологических систем и, следовательно, дискретность биосферы:

…виды эволюционируют более или менее независимо, воздействия видов друг на друга в сообществе, как правило, неспецифичны. Виды образуют сочетания случайным образом, в зависимости от локальных абиотических условий. Такие случайные сочетания видов – экосистемы, биоценозы, биогеоценозы, сообщества и т. п. – в природе плавно переходят одно в другое, образуя континуум, заполняющий неоднородную среду, как вода в луже заполняет неровности на поверхности земли.

/Цитата из книги: Жирков И. А. Био-география… Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2017./

В таком случае, единственной реально существующей экосистемой можно считать биосферу в целом (которая, раз возникнув, никогда не умирала), и изучать только её как таковую. Всю целиком. Кто бы за это взялся?

Но существует и другой способ понимания Системы жизни — другая парадигма. Общепринятого названия у этой парадигмы нет, хотя возникла она около ста лет назад. Игорь Александрович Жирков предложил название Структурализм.

Сразу же сообщаю вам, что рассматриваю Систему жизни именно с этих позиций. 

Поскольку исследователей – приверженцев структурализма немного, а литературы в этом ключе – совсем мало (только в 2017 году выпущен единственный вузовский учебник, написанный тем самым Жирковым), попробую изложить суть дела в двух словах (на пальцах).

Вся биосфера (и на суше, и в океане) состоит из реально существующих экосистем с чёткими границами. Экосистемы, как любые системы (по определению) представляют собой единство разнообразия, а именно – состоят из множества видов организмов, находящихся в жёстких отношениях друг с другом, возникают, функционируют, поддерживают свою целостность и развиваются как единое целое.

Экосистемы суши (о которых мы и будем дальше говорить) – это растительные системы, в которых закономерно участвуют и другие организмы. Границы между экосистемами – это именно границы растительности.

Эти границы проницаемы с обеих сторон (биосфера – единое целое).

Экосистемы имеют внутреннюю структуру, т. е. тоже дискретны и состоят из сообществ (биоценозов). А биоценозы – в свою очередь состоят из ассоциаций. Ассоциация – наименьшая, далее не делимая часть биосферы, т. е. единица структуры сообщества, экосистемы и биосферы.

На этом вынужден остановиться, т. к. иначе эта статья (и так слишком большая) превратится в учебник.

Единственное добавление. Поскольку понятие (и слово) экосистема традиционно не имеет чёткого определения, мы с вами в дальнейшем использовать его не будем. В следующей публикации или при личном общении мы введём в оборот более подходящее понятие.

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исследовать Систему жизни, не будучи знакомыми с её участниками, мы разве сможем? А исследовать её мы ведь собираемся, в основном, живьём, в полевых условиях.

Значит, знакомиться везде и всюду мы будем в первую очередь с разнообразием. А по возможности, со временем, постараемся понять, как это разнообразие образует единства и как эти единства функционируют и развиваются. Это – занятие на всю жизнь. И не только нашу.

А раз так – не вижу никакого смысла называть это экологическим образованием. Тем более, что всемирное воинствующее невежество активно навязывает нам это затрёпанное название.

Давайте заниматься биологией, друзья!

 

Автор статьи: Начаркин Георгий Александрович, натуралист, орнитолог, сотрудник зоологического музея МГУ им. Ломоносова